Дровяной обжиг чайной посуды
В древнем Китае особое внимание при производстве посуды уделялось обжигу керамики. В наше время современные мастера продолжают работать с дровяными печами, как с живым инструментом, результат обжига в которых всегда непредсказуем. Керамическое изделие получается удивительно органичным благодаря обжигу при очень высоких температурах, где в процессе горения оседает летящая зола. Дровяной обжиг является одним из самых сложных способов декорирования, ведь керамика очень капризна. Постепенный нагрев и остывание всегда дает уникальное, эксклюзивное и неповторимое изделие.
Дровяной обжиг — это древнее и довольно сложное искусство, успех которого зависит от многих факторов:
1. Глина: при подборе сырья гончары учитывают термостойкость глины, её свойства и тип дров.
2. Дрова: они должны быть сухими и храниться более трех-шести месяцев. Традиционно это: камфора, лонган, личи, иногда — другие породы древесины.
3. Печи: используют разные виды. Как правило, топка печи занимает от трех до пяти дней. В этот период необходимо топить печь посменно, поддерживая огонь. Скорость и способ добавления дров, их порода, погодные условия, приток воздуха и другие малозаметные факторы постоянно влияют на изменение цвета изделий в печи.
4. Зола: при обжиге керамики в дровяной печи большую роль играет зола. Возникающая при сжигании древесины, она перемещается в печи вместе с горячим воздухом. Когда температура достигает 1200 ℃ или выше, древесная зола начинает плавиться и осевшая на гончарную заготовку, превращается в глазурь, создавая различные эффекты и переливы цвета. Образовавшееся таким образом покрытие называется «натуральной глазурью», однако ее не всегда отчетливо видно.
Чем привлекает гончаров и любителей керамики дровяной обжиг?
Печи с горизонтальным горением характеризуются наличием на изделии следов огня и сторон обжига инь-ян (лицевой и оборотной поверхности обжига). Такие эффекты имеют свое очарование и похожи на изделия, созданные много сотен лет назад. Из-за влияния многочисленных факторов сложно предугадать конечный вид изделия, такая неординарность привлекает знатоков и ценителей. Такой обжиг, словно диалог между человеком и печью, танец глины и огня. Грубая и естественная фактура, простой цвет создают изделия с глубоким и сдержанным стилем. Причудливый узор невозможно создать в электрических и газовых печах.
Основные характеристики керамики с дровяным обжигом:
1. Неравномерность температуры, возникающая при добавлении новой порции дров, приводит к тому, что пузырьки на поверхности различаются по размеру, а при электрическом обжиге поверхность равномерная. Эти особенности наиболее заметны в фарфоре эпох правления династий Мин и Цин. На старинных изделиях из-за того, что глазурь относительно тонкая, пузырьки взрываются, образуя бесчисленное количество кунжутных пятен разного размера и определенной слоистости.
2. Неравномерность цвета.
3. Натуральная глазурь, образуемая золой. Такие изделия источает простую, богатую и древнюю красоту, поэтому гончары, работающие с дровами, очарованы ею и прилагают много усилий для её создания.
Конструкция дровяной печи
Дровяная печь делится на четыре части: камеру сгорания дров, камеру, где расположены изделия, дымовые трубы и дымоход. Дрова сгорают в топке, а образующиеся при этом тепло, пепел и пламя проходят через камеру, воздействуя на гончарные заготовки, а затем выходит через дымоход. Конструкция печи должна способствовать как горению (включая нагрев и сохранение тепла), так и прохождению огня и пепла по сырому телу изделия с разных сторон. За счет путей отвода огня создаются: боковое пламя, перевернутое пламя или прямое пламя.
Конструкция печи — это не только технический вопрос, так как тип печи также определяет путь огня, то есть направление падающего пепла и следы огня. Можно сказать, что печь создает авторский стиль керамики. Овладение мастерством обжига в дровяной печи включает в себя не только поддержание температуры, а также овладение контролем количества золы и огненных следов. Неправильная конструкция камеры печи может привести к невыразительным эффектам, невозможности создать высокую температуру или плохому ее сохранению, отсутствию способности удерживать золу и огонь и т. д.
Типы современного дровяного обжига.
Современный дровяной обжиг разделяют на «глазурное прокаливание», «голое без покрытия» и «горение под колпаком».
1. Глазурное прокаливание (кит. 釉烧, пиньин yòushāo)
При «глазирующем обжиге» керамические изделия перед началом процесса покрывают нижней глазурью, которая в основном используется для производства фарфора и предметов быта. Обычно работы ведутся в больших печах (например Лун Яо - драконья печь (кит. 龙窑, пиньинь Lóng yáo)), что позволяет снизить затраты. Время обжига составляет 1-2 дня.
2. Голый обжиг (кит. 裸烧, пиньин luǒ shāo)
Современная эстетика керамики предполагает создание естественного покрытия. Заготовка помещается в небольшую, до двух кубических метров печь, при длительном высокотемпературном обжиге большое количество золы, образующейся при сгорании дров, налипает на изделие, создавая уникальную текстуру. При описании процесса мастера говорят: «Три десятых зависит от людей, а семь десятых зависит от неба» (кит. “三分靠人,七分靠天”, пиньин sānfēn kào rén, qīfēn kào rén).
3. Обжиг под колпаком (кит. 罩烧, пиньин zhào shāo)
Обычно используется при работе с высококачественным фарфором, при обжиге которого необходимо добиваться стабильности и чистоты цвета глазури и фарфора. В этих целях изделие защищено «колпаком». Внутренняя часть корпуса печи чистая и без мусора, а температура во время обжига должна быть стабильной. Огонь и пепел не находятся в непосредственном контакте с поверхностью изделий.
В последние годы дровяной обжиг становится наиболее популярным, и на рынке появляется все больше предложений готовых изделий, материалов и печей. Поскольку дровяной обжиг требует много труда и времени, цена конечных изделий высока, поэтому рынок стал наводняться поддельной дровяной и псевдодровяной продукцией.
Известные мастера дровяного обжига
Керамические изделия, для обжига которых используют огонь от сжигания дров, делятся на две категории: глазурованные (подглазурные) и неглазурованные (натуральная глазурь). Среди мастеров глазури есть немало прекрасных мастеров.
В настоящее время лидером по производству керамики с дровяным обжигом и глазурью, несомненно, является Ли Да (кит. 李达, пиньин lǐ dá) из материкового Китая. Его глазурованный стиль сочетает в себе несколько техник: «Капли масла» (кит. 油)滴, пиньин yóudī) и «Пятна пестрой куропатки» (кит. 鹧鸪斑, пиньин zhègūbān).
У многих мастеров свой неповторимый авторский стиль. Например:
- Мастер Сунь Цзяньсин (кит. 孙建兴, sūn jiànxīng) создает изделия в технике «Радужные капли масла», «Яркие блики», «Цвет хурмы и красного дерева».
- Чэн Дапэн (кит. 陈大鹏, пиньин chén dàpéng) не имеет себе равных в технике «Окрас пестрой куропатки».
- Сюн Чжунгуй (кит. 熊忠贵, пиньин xióng zhōngguì) известен как первый человек, построивший драконью печь для обжига керамики.
- Хуан Мэйцзинь (кит. 黄美金, пиньин huáng měijīn) — основатель стиля золотых масляных капель на керамике.
- Чэнь Цифу (кит. 陈其富, пиньин chén qífù) работает с различными пестрыми окраски.
- Лу Цзиньси (кит. 陆金喜, пиньин lù jīnxǐ) — первый мастер, создавший переливающуюся глазурь.
- Чжо Лици (кит. 卓立旗, пиньин zhuó lìqí) знаменит традиционными изделиями с черной глазурью и серебряными пятнами.
- У Личжу (кит. 吴立主, пиньин wú lìzhǔ) выработал свой стиль керамики с переливающимся цветом изделий.
- Комментарии
- Вконтакте