«Случайность» в обжиге пиал Цзяньчжань
Многие керамические изделия обладают необыкновенной красотой, и в некотором смысле эта красота имеет природное происхождение, возникает естественным путем. Намеренно воспроизвести ее невозможно, и предсказать, какой она будет, не может даже мастер, создающий изделие.
Пересказ со слов: Люй Чэнлун (кит. 吕成龙, пиньинь Lǚ Chénglóng)
(штатный исследователь в Музее Запретного города в Пекине, заместитель начальника секции посуды и утвари, член правления Научного общества по исследованию старинной китайской керамики и фарфора)
Cоставитель: Сюань У (кит. 宣武, пиньинь Xuān Wǔ)
Такую красоту можно назвать творением природы, иными словами — некоторой «случайностью» или, как говорят китайцы, — «случайной встречей» (кит. 邂逅, пиньинь Xièhòu, палл. Сехоу). Это в особенности характерно для чайных пиал в фуцзяньской технике обжига Цзяньяо (кит. 建窑, пиньинь Jiànyáo), создававшихся в эпоху Сун и в просторечье называемых «Цзяньчжань» (кит. 建盏, пиньинь Jiànzhǎn). Термин «Цзяньяо» дословно значит «Изделия из гончарных печей региона Цзяньян» (регион в провинции Фуцзянь), а второй термин «Цзяньчжань» значит «Чайные пиалы из региона Цзяньян».
Пиалы Цзяньчжань отличаются от других видов фарфора тем, что их художественному стилю присуще стремление к простоте и безыскусственности, ему чужды всякая претенциозность и неестественная изящность. Можно даже сказать, что внутреннее стремление стиля Цзяньчжань— стремление быть творением природы — в некотором смысле достигло в этой технике обжига своего предела, и возникновение этого своеобразного стиля тесно связано с эстетическими воззрениями китайцев в ту эпоху. Представители интеллигенции (из служилого сословия) эпохи Сун придерживались в эстетике позиции естественности, превыше всего ставя красоту природы. Они подчеркивали важность возврата к первоистокам вселенной, исконной гармонии природы, а в искусстве ценили простое очарование и природную красоту. Они развили этот подход до уровня самостоятельной философии, конечной целью которой являлись прозрение и познание истинной природы вещей.
Именно в эпоху Сун (960–1279 гг.) был создан стиль пиал Цзяньчжань — стиль, приведенный к предельной простоте в форме, узоре на глазури и прочих аспектах. Его особенность — в неожиданных эффектах (таких как цвет и узор), случайно возникающих в процессе обжига пиал, но при этом эти эффекты очень красивы и вызывают у людей эстетическое наслаждение.
В целом, у пиал Цзяньчжань можно выделить три разновидности: Яобянь (кит. 曜变, пиньинь Yàobiàn), Чжэгубань (кит. 鹧鸪斑, пиньинь Zhègūbān) и Тухао (кит. 兔毫, пиньинь Tùháo). Самой ценной и заслуживающей упоминания является, безусловно, разновидность Яобянь, что дословно значит «переливающийся» или «сверкающий». Пиалы этой разновидности выражают красоту стиля Цзяньчжань в наибольшей полноте. Их внешний вид является результатом случайности в процессе обжига или, как говорят по-китайски, «случайной встречей» — этот эффект можно «встретить», но нельзя создать намеренно. Три пиалы Яобянь эпохи Сун, которые называются «Яобянь Тяньму» (кит. 曜变天目, пиньинь Yàobiàn Tiānmù, по-японски — "Ё:хэн Тэммоку", дословно «Яобянь с горы Тяньму»), передавались в целости из поколения в поколение и ныне хранятся в Японии. Одну из этих пиал называют «Первой (т.е. лучшей) в мире пиалой» (кит. 世界第一盏, пиньинь Shìjiè dìyī zhǎn), она хранится в музее Сэйкадо Бунко в Токио. Ее также называют «Пиала рисовых колосьев», а японцы и вовсе называют ее «Вселенной в пиале».
Пятна или крапинки, характерные для пиал Яобянь, вызывают у некоторых людей чувство, будто они «погружаются в глазурь». То, что больше всего завораживает людей, видевших пиалу Яобянь Тяньму, — это радужное семицветное сияние, исходящее под действием света из каждой крапинки, и, что самое поразительное, это сияние непрерывно изменяется, как-бы следуя за взглядом наблюдателя. Мне повезло однажды лично увидеть эту «вселенную в пиале» и я могу подтвердить, что в этой пиале действительно есть целая вселенная — сколько бы я не смотрел на эту пиалу, я не мог вдоволь наглядеться. Удивительно, как в такой маленькой чашечке может быть столько оттенков и переливов цвета, так что наблюдателю действительно трудно отвести от нее взгляд.
Как уже упоминалось, внешний вид пиал Яобянь и Чжэгубань — это результат «случайности», возникшей в процессе обжига, то есть на каком-то этапе обжига или в каком-то техническом процессе произошло что-то непредвиденное, и нам трудно понять, что именно, но конечный результат действительно похож на настоящий подарок свыше. Это не зависело от воли людей, поэтому говорят о том, что данный эффект сияния можно лишь «случайно встретить», невозможно добиться его намеренно.
Образцы пиал Цзяньчжань нам предоставили:
Одним из знаменитых поколений посуды, получивших распространение благодаря чайной культуре, является Хэйюци (кит. 黑釉瓷, пиньинь Hēiyòucí), что дословно значит «Фарфор с черной глазурью». Обжигать посуду в этом стиле начали в последний период эпохи Тан (875–907 гг.), расцвета эта техника достигла в период эпох Северная Сун (960–1127 гг.) и Южная Сун (1128–1279 гг.), ее упадок пришелся на эпоху Юань (1271–1368), производство еще продолжалось в эпоху Цин, а затем прекратилось. В 1979 году Центральная академия художеств (ныне Университет Цинхуа), Исследовательский институт легкой промышленности провинции Фуцзянь и Фарфоровый завод района Цзяньян сформировали небольшую научно-исследовательскую группу по восстановлению и подробному изучению технологии обжига пиал Цзяньчжань эпохи Сун.
Традиционно пиалы в стиле Цзяньчжань производились главным образом в поселке Шуйцзи (кит. 水吉镇, пиньинь Shuǐjí Zhèn), находящемся в районе Цзяньян (кит. 建阳, пиньинь Jiànyáng) провинции Фуцзянь. Для производства использовались богатые железом глина и рудовая глазурь, добывавшиеся в том же регионе. В результате обжига в печи при высокой температуре (примерно 1300 °C) в фарфоре происходили изменения, которые могли дать такие разнообразные цветовые эффекты на глазури, как Тухао (кит. 兔毫, пиньинь Tùháo), Юди (кит. 油滴, пиньинь Yóudī) или Чжэгубань (кит. 鹧鸪斑, пиньинь Zhègūbān), Уцзинь (кит. 乌金, пиньинь Wūjīn), Чаемо (кит. 茶叶末, пиньинь Cháyèmò), Шихун (кит. 柿红, пиньинь Shìhóng) и другие.
В настоящее время в научных кругах часто возникают споры по поводу точного определения понятия «Цзяньчжань». Согласно самому узкому определению, обозначать термином «Цзяньчжань» можно только пиалы, созданные в изначальном месте производства, то есть в поселке Шуйцзи, с помощью метода восстановительного обжига и с использованием местной глины и рудовой глазури. Другие исследователи придерживаются теории «Обширного Цзяньяо», согласно которой местом производства пиал Цзяньчжань можно считать не только сам поселок Шуйцзи, а более обширный регион, включающий в себя старинные гончарные поселения Юйлиньтин (кит. 遇林亭, пиньинь Yùlíntíng) в горах Уишань, а также поселение Чаян (кит. 茶阳窑, пиньинь Cháyáng Yáo) в городском уезде Наньпин. Наконец, некоторые исследователи обозначают понятием Цзяньчжань всю посуду в стиле Хэйюци, изготовленную по технологии Цзяньяо.
Например, согласно самой популярной на сегодняшний день теории авторитетного мастера керамики Ли Да (кит. 李达, пиньинь Lǐ Dá), пиалой Цзяньчжань можно назвать любую пиалу, при обжиге которой был достигнут эффект «масляных капель» с помощью «технологии ряски» (кит.浮萍机理, пиньинь Fúpíng Jīlǐ, подробнее см. ниже), и именно это является важнейшим и, по этой теории, единственным признаком пиал Цзяньчжань. Эта теория получила особенно широкое распространение в Тайване и Японии.
Цвет и узор
В зависимости от цвета глазури фарфоровые изделия Цзяньяо делятся на две больших группы: изделия с черной глазурью и изделия с глазурью других цветов. Глазурь черного цвета является результатом кристаллизации железа и, как правило, наносится достаточно толстым слоем. Во время обжига изделия в печи при высокой температуре (1300 °C) происходит химический процесс восстановления простого железа, находящегося в составе глазури и глины, и именно этот процесс приводит к формированию на посуде различных узоров в зависимости от изменения температуры в печи и условий окружающей среды. Процесс формирования узоров сложно предсказать и контролировать, по-китайски он называется «Яобянь» (кит. 窑变, пиньинь Yáobiàn, дословно «трансформация в печи»; не путать с названием разновидности пиал Цзяньчжань — Яобянь (кит. 曜变, пиньинь Yàobiàn).Температура обжига изделий зависит от желаемого узора и цвета глазури. Если расположить виды глазури в порядке возрастания температуры обжига, то получится следующая последовательность: Чаемо, Уцзинь, Юди, Тухао, Цзянъю, Шихун. При этом температура обжига для глазури Тухао — 1330 °C (±20 °C), для глазури Юди — 1280 °C (±20 °C), для Цзянъю — 1350 °C (±20 °C).
Посуда с глазурью Тухао является самым характерным и типичным представителем изделий Цзяньяо, такой посуды производилось больше всего (например, изделий с глазурью Юди — гораздо меньше). Кроме того, с точки зрения как рыночной стоимости, так и эстетической ценности, такие виды разноцветной глазури, как Гуйлевэнь, Хуэйпи, Хуэйбай, Цзянъю и т.д. являются все же второсортной продукцией, внешний вид их глазури — результат слишком низкой или слишком высокой температуры обжига. Что же касается эффекта Яобянь (кит. 曜变, пиньинь Yàobiàn, «переливающийся»), то это крайне редкое явление, маловероятная случайность, которой почти невозможно добиться намеренно.
Глазурь из необогащенной руды
Руда для глазури традиционных пиал Цзяньчжань добывалась в горных долинах района Цзяньян, которые по-китайски называют «хранилищами глазури». Особенностями этого вида глазури являются весьма высокое содержание железа и фосфора, а также высокая кислотность и вязкость, благодаря чему глазурь легко наносится толстым слоем и имеет глубокую цветовую палитру. К добытой рудовой глазури также примешивалась растительная зола для повышения содержания кальция. В Китае в современных исследованиях керамики такую глазурь называют «железная кристаллическая глазурь».
Несмотря на то что традиционные пиалы Цзяньчжань, как говорят китайцы, «входят в печь с одним цветом, а выходят с десятью тысячами цветов», при их производстве все же использовался один и тот же вид глазури, разные мастера-гончары лишь до некоторой степени варьировали соотношение компонентов в ее составе. Разнообразие узоров и цветов глазури — просто следствие неодинаковой температуры в печи, а также неодинаковых условий окружающей среды во время обжига той или иной пиалы. Когда же обжигают пиалы Цзяньчжань в наше время, то для получения двух разных узоров — Тухао и Юди — используют глазурь разного состава.
Не менее важно отметить, что в наши дни на рынке также можно встретить пиалы Цзяньчажнь, при производстве которых использовались либо химические глазури, либо к натуральной глазури примешивались химические добавки (например, флюсы), которые позволяют достичь желаемых цветов и узоров даже при недостаточно высокой температуре. На данный момент нет научных подтверждений того, соответствует ли такая посуда стандартам пищевой безопасности. Кроме того, еще ни один государственный орган контроля качества не проводил проверку и не выдавал каких-либо сертификатов о безопасности такой продукции, поэтому стоит быть осторожным при покупке подобных изделий для использования в качестве посуды.
На фото: Пиала Яобянь Тяньму, ныне хранится в музее Сэйкадо Бунко в Токио.
- Комментарии
- Вконтакте